Не ценим и не развиваем силу священного Байкала

06 октября 2017, 21:10
0
5
291

Часть II.  Туристы в сёлах, Байкальская гавань, теплоход "Николая Ерощенко", грязные бумажечки

Что может предложить Бурятия туристу ? Какие красоты человек может увидеть и навсегда "оставить" Байкал в своём сердце? Как "приращивать" количество желающих посетить столицу?  И не терять их из года в год.

Arzh Malats предлагает разделить на три основных турнаправления ( деление условное): 

1) Энхалук, Сухая 
2) Гремячинск, Турка, Горячинск
3) Максимиха, Усть-Баргузин, Забайкальский Национальный парк. 

Направление первое:  Энхалук, Сухая.

Два –три часа пути от Улан-Удэ по достаточно хорошей, но оживленной трассе, средней живописности, без практически никаких достопримечательностей по пути. 

Чем в этом направлении обычно наполняют программы:

  • Посольский монастырь, устье.
  • Горячие источники за селом Сухая.
  • Пешая прогулка до Белого камня от Заречья. Все это довольно бледновато, потому что не обустроено. 

Здесь нужны новые ходы.

Например, обед для китайских туристов в кельях – это круто для селфи. Но попробуйте договориться об обеде в келье. Это возможно иногда, но каждый раз это ненадежно, могут отказать.  А просто столовая там совершенно обычная, обед там неинтересный. 

Очень живописно в устье Селенги, но для массового группового туриста там нет подходящих программ, там только для специализированных туристов индивидуалов – охотников, рыбаков, фотографов, орнитологов.

Цена как и в многих других местах-кусается причем договорная, то есть сегодня для одних одна, для других-другая, а так быть не должно. 

Каждый, кто привозил туристов в Энхалук или в Сухую знает, как тяжко там организовывать водные экскурсии.

Водные экскурсии это всегда хит, это всегда гарантированный восторг. А что мы имеем там? Ни одного причала. 

Туристы закатывают ноги и идут пешком по воде до катера. Кстати, катера. Катера разбросаны по владельцам турбаз, максимальная вместимость до 4-5 человек. Или открытые лодки местных жителей с навесными моторами и чешуей от рыбы внутри.

Цена договорная, опять-таки. В общем, это не надежный, не гарантированный турпродукт.

Горячие источники это всегда для всех туристов очень интересно.

Но, честно говоря, от источников в Сухой туристы не в восторге. Их даже стыдно фотографировать. Ради погони за сиюминутной выгодой люди, кто сейчас занимается источником, не думают о красоте.

С другой стороны, хорошо, что хоть вообще занимаются, чистоту поддерживают.

У нас на побережье Байкала (с ВИДОМ на Байкал, в шаговой доступности от берега) вообще нет открытых горячих источников в виде купелей: только Сухая и Чивыркуйский залив, Давша. Эти места очень нуждаются в инвестициях. 
Очень перспективный пеший маршрут от Заречья – красивый, вдоль берега, есть красивые объекты по пути.


 

Второе направление. Гремячинск, Турка, Горячинск, Максимиха.

Два – три часа пути от Улан-Удэ по отличной, живописной дороге. По пути есть Пыхта для «бурханить», Сретенский женский монастырь, Хаим. Самое популярное направление на нашей стороне. 

Основное массовое текущее наполнение программ в данном направлении:

Водные прогулки из Турки, маяк там же (посещение в неофициальном виде с платой лично охраннику маяка), сплавы по Турке, подъем на Святой нос и целодневные экскурсии в Чивыркуйский залив, Баргузинскую долину, на Ушканьи острова, на Ольхон. 

Экскурсии очень длительные по времени, они очень дорогие – дорога, в которой проводят большую часть времени, занимает почти всю стоимость.

Например, до Янжимы - 5 часов ехать туда, 5 часов обратно, и всего полтора-два часа на месте с обедом. Ну и к тому же далеко не все туристы могут прочувствовать это место - как следствие, этот продукт очень специфичен и нет гарантированного впечатления. 
В этом направлении самое большое скопление гостиниц. Но нет никакого контроля, никакого координирования.

На южной окраине Горячинска в этом году построились, и будут строиться новые гостиницы отличного уровня, большой вместительности.

Например, Гармония, Байкальская Звезда.

Отличное место чтобы завозить большие группы туристов. Но путь через лесок до пляжа просто ужасен, он усеян следами жизнедеятельности диких туристов. Поднимается ветер и в воздухе летают грязные коричневые бумажечки.

Выход очевиден. Раз уж так само вышло, что это территория хороших дорогих гостиниц то надо принять меры, чтобы оградить эту территорию от диких и случайных туристов и компаний.

Владельцам этих дорогих гостиниц будет совсем несложно сообща оплачивать охрану и содержание этого куска прибрежной территории. И у нас появится территория, куда можно спокойно селить большие группы туристов. 

Национальный Парк, Святой нос, Чивыркуй, Ушканы - прекрасные, красивые места, но расстояния и дороги сильно смазывают впечатление.

Раньше туда и не делали экскурсия из Гремячинска, Турки, Горячинска, но опыт последних 3 лет показал, что заскучавшие люди готовы ехать хоть куда лишь бы куда-нибудь.

Летом каждые два три дня набитые микроавтобусы со сборными группами уезжают из Горячинска на экскурсии в долину, на Святой нос, в Чивыркуйский залив и так далее.

Качество транспорта и гидов в данных экскурсиях, организованных в основном местными жителями, находится на том самом необходимом минимальном уровне, ни о каком методическом подходе или сертификации гидов говорить и не приходится. 

Сильно портили жизнь туристам участившиеся в 2016 году водные инспекции в Чивыркуйском заливе. В 2017 проблем стало заметно меньше.

Проблема в том, что многие местные корабли не могут официально заниматься коммерческой перевозкой туристов.

Для того чтобы получить разрешение нужна экспертиза, оплатить которую судовладельцы не имеют средств. Из-за этих проверок корабли периодически не выходят в море, а туристы ждать не могут. 

Почему все рвутся в Чивыркуйский залив?

Во-первых, он известен, во вторых, там есть корабли. Нехватка хороших туристических кораблей очень остро ощущается на Байкале, кроме Чивыркуйского залива их с нашей стороны и нет.

Только с недавних пор, благодаря одной очень инициативной местной девушки, они появились в Турке и пользуются бешеной популярностью. Каждый, кто организовывал большие мероприятия на Байкале с нашей стороны, знает какая проблема найти комфортабельный корабль, яхту, теплоход для вип делегаций.

Если хочешь хороший корабль, надо оплачивать его путь от Листвянки до Турки и обратный ход. Это плюс двое суток, а каждые сутки стоят в зависимости от корабля от 50 до 300 тыс. Один этот факт делает нас неконкурентоспособными по сравнению с Листвянкой в организации конгрессного туризма для крупных западных компаний.

Пару лет назад одна компания была согласна даже оплатить путь круизного теплоход «Николая Ерощенко» до Турки, но выяснилось что «Николай Ерощенко» даже и не может зайти в порт Турка по техническим причинам порта.

Зачем вообще нужен тогда этот порт? Такое ощущение, что он никому не нужен. А в целом проект Байкальская гавань хороший, жаль, что он пока не работает.

Как я уже говорил, в Турке нужна вместительная круглогодичная гостиница, конгрессный центр, музей природы, музей искусств, ресторан байкальской и этнической кухни и это будет огромный шаг вперед. Это дает возможность делать более менее качественный турпродукт.

Этот самый случай, когда предложение рождает спрос, в туризме иначе и не бывает.

Непонятно, почему люди критикуют Байкальскую Гавань. Это мог быть отличный перспективный проект.  Байкальская Гавань в двух часах езды от Улан-Удэ по хорошей и живописной дороге. 

А рекреационный потенциал местности не освоен даже и на 30 процентов.

Это порт (50 км до Ольхона по пути мимо самой глубокой точкой на Байкале), речки для сплавов, горы прекрасно подходящие как для летних треккингов так и для зимних экскурсий на снегоходах или экскурсионных ратраках. Люди ругают Турку из-за ветра и холодной воды…

Их критика отчасти справедлива, но надо понимать, что если бы турист хотел купаться и загорать он бы поехал на курорт типа Турции в разы дешевле, чем на Байкал.

То есть, обычно туристы, откуда они бы не были, в общем, и не рассчитывают на пляжный отдых, они понимают, куда приехали-на таежное озеро в Сибири.

Любой рыночный продукт обладает одновременно как достоинствами, так и недостатками – важно понимать, за что его все равно покупают. 

В этот же пласт входит и решение проблем связанных со строительством современного санаторно-оздоровительного курорта в Горячинске. Данный курорт обладает очень большим потенциалом.

К примеру, курорт Белокуриха в Алтае заполняется круглый год, на лето нет свободных мест, и это при таких же дорогих, как у нас ценах на перелет и проживание. 

Почему бы, например, не водить туристов на гору Бычью, откуда открывается совершенно сумасшедший по красоте вид на Байкал.

А потому что нет ни дороги до подножья, ни тропы наверх, ни оборудованных площадок для обеда, кемпинга, ни достаточного количества гидов которые появятся сами, когда уже что-то будет. А ведь фотки оттуда с вершины-это уже сама по себе реклама, через соц сети, через геолокацию люди сами будут узнавать где находятся такие клевые виды.

А ведь туда теоретически можно подниматься даже на квадриках, если будет дорога.

Вместо этого туристы едут за 100 километров на Святой нос, усиливая экологическую нагрузку на особо охраняемую территорию. Или, например, экскурсии на реку Прорву, которая невозможна сейчас, так как нет тропы - придется вести неподготовленных туристов через бурелом. Также перспективен сплав по рекам Хаим и Кика прямо до Гремячинска на 2 дня.

Плюсы маршрута, что очень удобный подъезд к стоянке Хаим и реки очень живописные, но их надо чистить каждый год, на что ни у кого нет средств из турбизнеса или частников. 

Большой потерей является то, что теплоходы ВСРП (Восточно сибирской пасажирской компании) уже года три как перестали заходить в порт Усть-Баргузин. Раньше был маршрут Листвянка-Ольхон (Хужир)-Усть-Баргузин.

С потерей этого маршрута мы потеряли гораздо больше, чем кажется. Наличие этого маршрута позволяло переводить часть иркутского туристического на бурятскую сторону. Если мы говорим о развитии туризма для китайских туристов, то им очень важно иметь возможность для водной экскурсии.

Ярославцы, базирующиеся в Турке очень ненадежные. У них нет кают компании в случае непогоды, даже в легкую волну не выходят в море, скорость 13 км в час. Путь до ближайшей точки на Ольхоне(50 км) занимает 4 утомительных часа, в то время ракета Баргузин идет со скоростью 50 км в час и доходит до Хужира (100 км) за 2 часа.

В этом году ВСРП отменил и круизный рейс до Нижнеангарска, что является сильным ударом по туризму северного Байкала.

Северный Байкал, который почти полностью находится на территории Бурятии очень красив, это эксклюзивный туризм, но и туда группы не организовать по простой причине, что нет сообщения. Летом есть рейс Ангары (а раньше Бурятавиа), но, во-первых, вместимость борта около 20 человек, во вторых рейс регулярно отменяется в случае непогоды, из-за длительного полета над территорией Байкала. Каждый, кто сталкивался с отменой рейса и срывом тура знает, какими трудностями это потом грозит…Лучше даже и не планировать такие рискованные туры.

Инфраструктура.

Об этом можно говорить много. Как все мы знаем, у нас не остается выбора кроме как селить туристов в гостиницах в этих селах. Хотя эти села не соответствуют тем картинкам, которые рисуют себе в воображении туристы. По моему опыту, туристы, приезжая сюда, воображают себе деревянные домики среди леса подальше от населенных пунктов.

Огромное количество гостиниц, турбаз, гостевых домов в этих населенных пунктах очень сильно разнятся во всем: по архитектурному стилю, по сервису, по вместимости, по уровню комфорта.

Все это требует, кричит о введении стандартизации, нехватке ландшафтного дизайна, классификации и контроля.

Кажущееся изобилие на самом деле таким не является: гостиницы, куда можно селить туристов, не опасаясь за сервис, буквально пересчитать по пальцам.

Гостиницы, которые заявляют о своем желании принимать иностранных туристов должны каждый год в обязательном порядке проходить курсы сервиса и менеджмента для персонала

Меры по поддержке туризма должны быть конкретными и под разные категории туристов.

Как видно, не следует рассчитывать на индивидуалов, что их к нам поедет много. Сами они к нам едут в небольшом количестве или проезжают транзитом.

Кардинально увеличить количество транзитных туристов мы не можем, но можем удорожить их пребывание в Бурятии за счет увеличения и качества предлагаемых услуг.

 

Комментарии
5

  • Профессиональный разбор темы. Не могу согласиться с тем, что  "кардинально увеличить количество транзитных туристов мы не можем". Поясняю свою точку зрения.

    Сейчас Мск-компании активно осваивают туры по ТрансСибу. Тургруппы делают остановки в интересующих городах, шарятся там день-два, потом продолжают путешествия. Прицепные вагоны на время остановки стоят в "отстойниках", в депо, - а потом цепляются к новому локомотиву/составу. Уже сейчас они в УУ проводят световой день, - в начале на несколько часов арендуются номера в гостинице, чтоб этот колхоз мог помыться, а потом выйти на экскурсию по городу. Вагон в это время стоит на запасных путях.

    Была бы инфраструктура, было бы что предложить к показу - с таким же успехом вагоны могли бы постоять на то же месте не день,  а два. А то и больше. Стоянка вагона в отстойнике не столь дорога для них, если сравнивать стоимость тура в целом.  Желающие за определенную доплату могли бы размещаться и в гостиницах-хостелах-апартаментах, кому что по вкусу и карману.

    Исходя из вышесказанного, соглашусь со второй частью автора: "...но можем удорожить их пребывание в Бурятии за счет увеличения и качества предлагаемых услуг"

    Кстати, между Питером и Мск (ближе к Питеру) есть такая деревушка Мандроги - обезлюдела в 50-х, а в 90-х там питерские художники-артисты нам руинах воссоздали деревянные дома. Такая арт-деревушка, там на месте они и ткут-вышивают-куют-посуду лепят-цацки ваяют-ткани раскрашивают и т,д, Туриков по избушкам на обед разводят, кормят-поят оснгвательно. Концерты , пока едят, дают - с частушками, игрой на пиле, медвежонком дрессированным. А потом пьяненьких - сытых - в хорошем настроении ведут по художественным мастерским, деньги тратить. Но сувениры они покупают не очень охотно, им этого скарба со всех стран везти неохота, пресыщенные. А вот за мастер-классы (такую же матрешку-поднос жостовский-кружку "хохлому"/псевдо-Гжель своими руками сваять-на память взять) - за это они готовы платить. В народных костюмах арендованных пофотаться, у нас - из лука пострелять, на пони покататься, типа ржака для пьяненьких, псевдо-бурятские скачки "отними барана", в Икее из искусственного меха купленного. Туда же можно и наших иглорефлексотерапевтов подогнать, после пульсолога (!!!), типа индивидуальной диагностики  потом на 20 минут тонизирующих иголочек понавтыкать, или массажиком по точкам-меридианам  пройтись. Так, слегонца, неглубоко. В "витаминизирующе-облегченном", универсальном варианте.  

    Да мало ли какой фигни можно придумать для скучающего туриста. 

    • Господин У

      Сейчас Мск-компании активно осваивают туры по ТрансСибу. 

      В советское время подобные туры были очень даже популярны, особенно среди школьников. Я лично благодаря такому туру прокатился на зимние каникулы от У-У до Абакана. 

  • P.S. См для примера программу корпоративного отдыха в Мандрогах здесь. И представьте то же самое на Байкале http://mandrogi.ru/primer-programmy-dlja-korporativnogo-otdyha      

  • Iggi Pop

    Арабские сказки...'

  • Господин У

    Основная проблема местных туроператоров в том, что они хотят сделать "как в Турции". А "как в Турции" у нас не получится, потому что мы не Турция и никогда, подчеркиваю, никогда не будем Турцией. 

    Точно так же не получится "как в Финляндии" и "как в Бразилии", потому что мы опять же не Финляндия и не Бразилия. 

    Как только местные туроператоры поймут, что в Бурятии надо развивать турбизнес "как в Бурятии", тогда дела пойдут в гору, а пока что мы видим жалкое подражание.

Написать комментарий