Стратегия понимания

10 октября 2017, 13:24
0
3
146

Часть IV. (Заключительная). baikaltravel. Строим туризм в Бурятии

Возможно, какие-то цели и невыполнимы в принципе, но надо хотя бы лежать в их направлении, считает Аржан Малацагаев.

И вот какие есть предложения и решения некоторых проблем развития туризма в Бурятии: 

1. Создание условий (любым путем) для постройки большого круглогодичного вместительного отеля на 200-300 мест с конференц залом в Байкальской гавани.

Инвестор должен быть готов терпеть большие убытки в течение 1-3 лет, но по мнению Аржана это тот самый случай, когда предложение рождает спрос. Большая гостиница на Байкале решает множество проблем.

Само ее наличие делает возможным чартерные цепочки и летом и зимой. Она за собой неизбежно потащит улучшение уровня сервиса и в других гостиницах и разных местных услуг. Это разовьет также поток российских туристов с запада страны.

Наличие гостиницы делает возможным конгрессный туризм (MICE). В мире огромное количество богатых компаний, которые рассматривают возможные необычные места проведения своих выездных совещаний или корпоративов. Но предлагаемые сейчас нашими средствами размещения условия их не устраивают.

Несколько лет назад был серьезный запрос от крупной международной компании но после того как их представители осмотрели условия, они отказались от проведения здесь мероприятия, что неудивительно. В итоге они провели его на каком-то из необитаемых атоллов Тихого океана, что вряд ли было дешевле, чем у нас…

Без большой гостиницы с международными стандартами качества и менеджмента все остальные объекты в Байкальской гавани являются лишь половинчатыми решениями, неполноценными решениями. Нет никакого смысла выдумывать велосипед, придумывать какие-то безумные памятники в гавани или искать новые идеи. Без гостиницы все остальные меры не приведут к увеличению количества туристов. Нужна просто большая комфортабельная гостиница. Она же автоматически должна повлечь за собой остальные позитивные изменения в данном районе.

2. Как можно больше задействовать факт соседства с Монголией.

Монголия как туристическое направление известно во всем мире. У Монголии в разы больше иностранных туристов за год, чем в Бурятии. Даже голливудские звезды приезжали туда жить в юртах в степи. От Улан-Батора 8 часов езды до Байкала – достаточно обдумать этот факт, чтобы понять, что он практически никак не используется. Объединенный турпродукт обладал бы гораздо большей ценностью в глазах туристов. 

Конечно, здесь камень преткновения - многострадальный пропускной пункт на границе. Но можно пробовать разные механизмы.

Например, кто приехал по путевке установленного образца, в Монголию может проехать границу по зеленому коридору. Запустить спец поезда от Улан-Батора до Улан-Удэ.

Сейчас пропускной пункт Кяхты не работает вообще никак. Например, согласно статистике в 2016 году на территорию Республики Бурятия из КНР по безвизовым спискам въехало 1409 китайских туристов.

А в Забайкальский край и в Иркутскую область – больше 30 тыс. на каждого. При этом достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться – более перспективен маршрут спецпоездов из КНР через Монголию в РФ – это ближе на два дня, чем через Забайкальск. Но все равно, предпочтителен вариант через Забайкальск для турфирм КНР.

В июне у нас был опыт провожания по спискам поезда со 108 туристами КНР через Наушки. Это было ужасно. В страшную июньскую жару (когда неделями стояла температура под 40 градусов) поезд с запертыми туристами стоял на путях 2 часа пока проверяли документы. Дети плакали, взрослые ругались, а туристам даже запрещали высовываться из окна. Сотрудники погранслужбы сами выходили все мокрые от пота из поезда.

А как делают в Забайкальске?

Разрешают выйти из поезда и переместиться в зал ожидания оборудованный кондиционерами и уже там проверяют документы… Надо перенимать опыт Забайкальского КПП.

Этим летом, несмотря на предпринимаемые пограничной службой усилия, по-прежнему на границе в Кяхте стояли большие вереницы автомобилей, ожидая по два дня проезд. Официально они всегда отвечают, что все хорошо, что все по инструкции. У них свои задачи. Но для развития туризма это никуда не годится. Расширение КПП должно быть одним из приоритетов развития нашего туризма. 

Никогда Бурятия и Монголия совместно не презентовали турпродукт на международных выставках.

Почему? Я уверен, что совместный стенд вызвал бы фурор на крупнейших международных выставках. Столько здесь интересных может быть идей.

Монголы в рамках маршрута Великий Чайный путь планируют запустить конный маршрут до границы. Сплав по Селенге из Монголии до Байкала. Очень перспективный маршрут Улан-Батор – Хубсугул -Тунка-Байкал.

3) Не надо плодить множество разных маршрутов в каждом районе, а сосредоточиться на разработке и усовершенствовании всего 2-3 маршрутов после консультаций с представителями турфирм, средств размещения и остальных субъектов туризма.

И проработать маршруты по каждому дню.

Нужна стратегия, основанная по понимании, что нужно разным категориям туристов. 

Например, взять транзитных индивидуальных туристов, которые летом десятками тысяч проезжают через Улан-Удэ. Летом в Улан-Удэ катастрофически не хватает регулярных выступлений наших театров.

Я вот не понимаю, зачем они просят миллионы рублей на гастроли когда летом наоборот зарубежный зритель приезжает к ним. Два раза в неделю (расписание с учетом расписания движения поездов) концерты в Театре оперы и балета из сборной солянки артистов самого театра, театра Байкал, Забава, семейские и так далее. Пусть аренда театра будет за счет бюджета (здание и так ведь простаивает летом, а сотрудники получают зарплаты), а билеты рублей по 500, хоть по 1000 купить туристам будет совсем несложно. Главное, чтобы это было регулярно и расписание было известно заранее.

Летом по Транссибу проходят более 25 спецпоездов. В каждом – около 100-150 туристов. Меньше всего времени в нашем регионе эти спецпоезда проводят в Улан-Удэ – около 5-6 часов. В Иркутске они останавливаются на два дня с учетом посещения Листвянки. В Улан-Баторе им закатывают роскошные концерты за бюджетные средства. 

Мы такой наш значительный ресурс как наши артисты, совсем не используем. А ведь это наше преимущество перед Иркутской областью.
Также в центре нет места, где туристы могли тусоваться вечерами. Черчилль летом забит иностранцами каждый день. Если бы его не было, совсем было бы плохо. В Европе не боятся уличных кафе, они везде. Они создают атмосферу. Летом уличные столики на террасе гостиницы Бурятии заняты всю ночь, там постоянно кто-то сидит, иностранцы.

Например, территории вокруг Оперного театра так и напрашиваются на то, чтобы было там уличное кафе хотя бы в июле-августе. Все проблемные моменты решаемы. Но сейчас это запрещено.
Далее, вариант пешего маршрута между Заречьем и Гремячинском, о котором я уже писал выше. 

Он может стать очень востребованным как у местного населения, так и у россиян, так и у иностранцев. Спрос есть и будет еще выше при наличии оборудованной тропы. Довольно странно, что даже разговоров ни разу не поднималось об этом маршруте. Всех туристов привлекает именно дикость и удаленность природы. За этим многие едут на Байкал. 

А эта территория целиком не освоена. Там нет ни сел, ни деревень, ни автодорог. А посередине маршрута где-нибудь ближе к губе Таланчанка, необходимо построить маленькую гостиницу с баней, магазином. Готовые решения (как должны выглядеть тропы, как оборудованы) уже есть – по примеру троп в США. У нас нет троп сравнительно недалеко от Улан-Удэ.

Только на территории Забайкальского национального парка. 
К тому же можно часть пути проводить на корабле, если не получится провести тропу по горам. Нужно только углубление дна и причал в селе Сухая.
Необходима покупка или стимулирование покупки круизных прогулочных кораблей с базой в порту Турка. 

Порт Турка должен выполнять свою функцию. Если там будут хорошие корабли, это добавит туристическому продукту много плюсов. Мы будем использовать плюс географического расположения порта по сравнению с Листвянкой. Турка находится посередине Байкала. Отсюда больше вариантов маршрут, чем из Листвянки. Это Ольхон в 50 км мимо самой глубокой точки на Байкале где опускались батискафы МИР, это Ушканьи острова в дневной доступности, это север Байкала. На север сейчас нет маршрута для больших групп. А ведь север это и есть квинтэссенция природы Байкала, его надо показывать цивилизованным и организованным путем. 

Если будет регулярный маршрут из Турки на быстроходном корабле на север Байкала с попутным посещением, например, Ушканьих островов, он будет очень востребованным. Так мы займем премиум сегмент для масс. 
Есть много вариантов маршрутов, которые требуют обсуждения и помощи правительства.

4) Меры направленные на качество маршрутов и их стоимость. 
Наш туристический продукт должен быть конкурентоспособным. 
Конкурентоспособным продукт делает соотношение цена-качество.

Что составляет стоимость и содержание тура? В основном проживание, транспорт, питание и качество организации и работы гида. 

С гостиницами в Улан-Удэ проблем нет.

Но больным местом является сервис в гостиницах на Байкале.

Удивительно насколько пренебрежительно владельцы дорогих гостиниц на Байкале относятся к сервису по сравнению с вложенными миллионами в гостиницу. Никто не проводит обучение персонала, особенно это касается менеджмента и администрации гостиниц. Я считаю, что регулярное, ежегодное обучение персонала стандартам качества должно быть введено в принудительно обязательном порядке или должны быть стимулирующие моменты. А ведь у нас в республике имеются специалисты в гостиничном бизнесе, которые могут проводить обучение. 

К сожалению, плана по застройке гостиниц на Байкале или не было или никто его не придерживался. В итоге сейчас это просто хаос. Строят где попало, что попало, в любом стиле. Пример из Горячинска – построили большую вместительную комфортабельную гостиницу, подходящую для групп иностранных туристов на побережье Байкала в 150-200 метрах от берега с видом на Байкал. Через год кто-то другой строит кафе и дешевые гостиницы еще ближе к Байкалу, перекрывая вид и снижая ценность вместительной гостиницы. Консультаций по поводу номерного фонда (какие номера, какого типа востребованы у туристов) владельцы турбаз не проводят, просто строят что получится. Надо вводить контроль пока еще совсем не поздно. Вот сейчас строятся хорошие дорогие гостиницы на южной окраине Горячинска.

Там красивый пляж, лес, но там отдыхают в палатках дикие туристы. Лес летом загажен на каждом метре. Может выйти ситуация, что какая-то одна из гостиниц возьмет пляж в аренду, отгородится, и проживающие в других хороших гостиницах по соседству не смогут попасть на этот пляж. Тоже будет неправильно. Нужен координирующий и контролирующий орган. Пляж и лес надо отгородить от дикарей, но в пользу всех гостиниц в данном месте. Пусть сообща следят за чистотой и безопасностью вверенного им участка.

Парк автобусов в республике очень старый. Начинка почти всех 30 и 45 местных автобусов устарела минимум на 15 лет. Этим летом в июне во время жары автобусы ломались один за другим. Каждая турфирма столкнулась с такими проблемами летом. Автобусов на всех не хватало. Интерьер большинства автобусов тоже оставляет желать лучшего. И с каждым годом ситуация только ухудшается. Я считаю, что это проблема сама если и будет решаться, то очень долго. Новый автобус стоит 7 млн рублей. Первые лет 7-8 будет отбиваться только его стоимость. Если бы можно было предложить какие-либо механизмы по субсидированию покупки новых автобусов, то это было бы очень кстати, иначе скоро мы столкнемся с тем, что приличных автобусов в республике будет катастрофически не хватать. Надо иметь в виду, что в Иркутской области найм автобусов обходится дешевле, чем у нас.

И при этом до Листвянки от Иркутска всего 70 км. 
Из-за наших расстояний зачастую 30-40% от стоимости тура занимают транспортные расходы.
Неудивительно, что мы не конкурентоспособны по цене по сравнению с Иркутской областью. 

В то время как, например, хорошие правительственные и муниципальные автобусы простаивают просто так большую часть времени. Хорошо бы если бы был отработанный механизм, который позволял бы брать с оплатой правительственные автобусы хотя бы для организации рекламных туров. 

В республике сильно ощущается нехватка хороших гидов.

Особенно с китайским, корейским, японским, итальянским языками. Людей надо обучать. Это стоит денег – оплата труда учителей, аренда помещения для теоретических занятий, аренда транспорта. Надо обязательно проехать по всем точкам маршрута, только так лучше усваивается материал. Ситуация такова, что ни одна турфирма не позволяет себе держать гидов в штате и никто не берет на себя расходы по обучению гидов. 

Министерство туризма должно взять на себя контролирующие и организаторские функции.

Отношение ко всем турфирмам и субъектам туризма должно быть одинаковое, без любимчиков, как сейчас практикуется в комитете по туризму. Напрасная надежда на самоорганизацию турфирм. В этом случае возрастает роль личностных отношений и зачастую карательные функции просто не выполняются. А должны быть просто единые для всех законы и правила, установленные официальным лицом. 
По поводу питания особых проблем нет нигде. Это, слава богу, более-менее можно контролировать. Качество еды и сервиса везде примерно одинаковое. Разве что, не хватает полноценного ресторана русской еды в черте города и нигде нет хорошей байкальской кухни. Но это вопросы бизнеса. 

В Монголии, кстати, отлично развит событийный туризм. Ни одно наше республиканское мероприятие даже близко не стоит рядом с Наадамом по масштабу и туристической привлекательности. Честно говоря, все наши якобы туристические мероприятия довольно местячковые, я бы даже сказал, что проводятся для галочки. Только у Голоса кочевников был (и, надеюсь, будет) потенциал для роста. Насчет Голоса Кочевников – почему-то ни разу никто никогда не организовывал фамтур (ознакомительный тур) для представителей туроператоров мира которые специализируются на событийке. Для турфирм это неподъемные средства, но для республики это небольшие деньги.

Дату и место проведения фестиваля надо знать осенью – когда формируются туристические каталоги во всем мире. Во всем мире группы и туры на лето набираются уже к зиме. Особенно когда это касается редких и далеких направлений к которым, конечно, относится и Бурятия.

5) Маркетинг и реклама. Здесь тоже необходима поддержка правительства. 

Во-первых, это выезды на международные туристические выставки. Только организованные большие группы могут значительно повысить турпоток в Бурятию. Для того чтобы принимать организованные группы нужны партнеры в зарубежных странах которые будут отправлять эти группы. С партнерами можно познакомиться только на туристических выставках. Без личного контакта, знакомства группу туристов никто отправлять не будут, даже почту читать не будут от незнакомого контакта. Несмотря на развитие интернета, выставки свою актуальность не теряют.

К тому же сейчас многие менеджеры поменялись, смена поколений, нужны новые знакомства. 
Одна отдельная турфирма может, конечно, потянуть билеты и проживание и выехать на выставки гостем, посетителем, но стенд или тем более павильон никто из турфирм потянуть не сможет. Для понимания, один голый квадратный метр (без дополнительных услуг) на одной из крупнейших выставок в мире – ITB (International tourism Berlin) стоит в среднем 250 евро.

Для простого стенда с двумя рабочими местами надо минимум 5 метров. Надо везти оформление, заказывать на месте печатную, раздаточную продукцию. А в идеале еще, брать с собой артистов.

На китайских туристических выставках стоимость организации стенда не намного меньше, только перелет дешевле. Их не так много, значимых для Бурятии туристических выставок: CITM (КНР,Гуанджоу, Шанхай), BITE (Пекин), KOTFA (Сеул), JATA (Япония), ITB (Берлин), WTM (Лондон). Чем проводить какие-нибудь саммиты, практическая польза которых сомнительна, лучше вложить деньги в презентацию Бурятии на туристических выставках. 

Также республика могла бы оказывать помощь в организации рекламных туров. Рекламные туры очень эффективная мера продвижения региона, когда туроператоров приглашают приехать сюда за счет принимающей стороны (не считая стоимости перелета). Это совсем небольшие расходы для республики. Это транспорт, артисты, организационная помощь. 

Во вторых, Интернет.

Больная тема для обсуждений. Столько всего сказано, а воз и ныне там. 
О чем говорить, если официальный туристический сайт республики www.baikaltravel.ru не имеет перевода на английский язык.

На сайте есть только опция мгновенного гугловского перевода, но такие переведенные страницы не индексируются поисковиками, то есть фактически они не существуют, не говоря уже о качестве такого перевода.

Это позорно, я считаю. Есть другие неплохие туристические сайты, но проблема в том, что мало сделать сайт и наполнить информацией, его надо еще поддерживать, обновлять, продвигать. Этой работой у нас никто не занимается. Не говоря уже о том, что любой продажный сайт имеет смысл, только если есть быстрая обратная связь. 


Есть другие относительно недорогие для бюджета средства рекламы в интернете.

Например, размещать платную информацию о Бурятии на различных крупных мировых и региональных туристических сайтах. Республика могла бы просто приглашать к себе известных мировых блоггеров, инстаграмщиков. Это относительно небольшие деньги, но эффект может быть великолепным. Говорить об этом можно долго, это обширный очень пласт.

Пока что это все что хотелось сказать. Есть еще много мыслей и информации, которую надо упорядочить. wink

Комментарии
3

  • Господин У

    Короч "Остапа несло!"

    Ньювасюки стайл.

    Начало было хорошее, но автор не сумел совладать с собственной фантазией и его унесло. 

    Как можно сравнивать один из субъектов Российской Федерации и небольшого, но все же самостоятельного государства? Ну зачем сравнивать несравниваемое?

    Именно вот это губит всю туриндустрию региона, неспособность остановится в собственных желаниях. 

    • 1. Да нет, чел прав. Просто он до кучи свалил программу-минимум и  программу-максимум на перспективу, причём не столь дальнюю, по пунктам не разжевал, что в первую, что во вторую, что в третью очередь. Он не предлагает ничего такого суперособенного и недостижимого даже в дальней перспективе.

      Говорю,  потому как есть опыт работы с западным туристом "на земле" в Мск и Питере, и речных круизах между ними на рубеже 90х и первой половине нулевых. Тогда профи, работавшие ещё в советском "Интуристе", оганизовали все это с нуля на коленке, в середине 90х, когда их старое нахрен все было развалено, а новое не создано. Эти люди работают в туриндустрии до сих пор (уже для себя в удовольствие, бизнес налажен).

      Безмерно их уважаю, но супергероями и полубогами я их не считаю: золотыми слитками не какают, обычные люди - такие же, как мы тут. Они без поддержки государстаа в условиях дикого рынка, бандитизма и анархии, мерзости запустения в 90-е - смогли. И наши тут смогут. Не боги горшки обжигают. 

      2. По поводу "небольшого, но все же самостоятельного государства" - автор, пхд, и НЕ сравнивает его с "одним из субъектов Российской Федерации". Он предлагает сотрудничать, а если называть вещи своими именами - присесть слегонца монголам на хвосты", используя их ресурс, который, конечно, больше.  

      Он ж предлагает "совместно презентовать турпродукт... совместный стенд... на крупнейших международных выставках".

      Стрелки наводит, предлагает примазаться на нашей стороне к планам монголов в рамках Великого Чайного пути "запустить конный маршрут до границы. Сплав по Селенге из Монголии до Байкала. Очень перспективный маршрут Улан-Батор – Хубсугул -Тунка-Байкал". Только бери клиента подхватывай на нашей стороне границы.

      Конный маршрут не подхватим, ресурсов нет? Сплавы по Селенге от границы до Байкала похерим? Пешие маршруты завалим в Тунке? Совсем уж ниже плинтуса упали, что ли, по сравнению с монголами? Ну не поверю, братцы. Совсем - то зачем уж так самобичеваться. Найдутся профи, "их у нас есть".

      3. По поводу оплаты государством гидовской учебы - автор не прав. Государство (наша нищая РБ) не обязано. В западной части РФ, чтоб работать гидом, нужно пройти лицензирование - экзамен сдать. Чтоб его сдать - курс оплатить самому, из своего кармана, и прослушать. Преподы из БГУ могли бы разработать. Тётки типа Рады Жалсараевой, имевшие опыт работы в "Спутнике"-"Интуристе", подключиться. Их же студенты в помощь, как "матерьял для подготовки". А тексты, кстати, тоже "залитовать" как основную канву. Чтоб народ отсебятину - "хуйню прекрасную" не нёс. В Кремле за этим следят (чтоб бэджики-разрешения на груди висели и гида ещё исподтишка в толпе слушают). Те же принципы подготовки и постмониторинга качества услуг в Европах. 

      Пардоньте за многабукафф. И поправьте аргументированно, если чо не понимаю. 

      • Господин У

        Для начала нам надо решить, нам как "вировень или выпирает?"

        Ну т.е. у нас тут вокруг Байкала особоохраняемая территория или нам тут туристов толпами завозить можно?

        А то получается какая-то фигня, местным прибрежным жителям ничем заниматься нельзя, это вредит экологии, а толпы туристов из Китая возить - можно. 

Написать комментарий