Останется обязательной частью

09 июня 2018, 12:29
1
9
289

Изучение языков народов России останется в обязательной школьной программе

Однако право отказаться от их изучения у учеников, а точнее у их родителей, всё же появится.

Но вот какой язык будет для ребёнка «родным» и на каком языке он станет обучаться, выберут родители учеников при поступлении детей в первый и при переходе в пятый класс.

Рабочая группа по подготовке изменений в закон об образовании нашла компромиссный вариант соответствующей законодательной инициативы.

Компромисс с регионами найден.

Споры о том, должно ли изучение языков народов России быть добровольным или обязательным, ведутся в стране не первый год. Иллюстрацией к этим спорам могут послужить резонансные жалобы родителей школьников из Татарстана. Изучение русского и татарского языков в республике признано обязательным и преподаются они в равном объёме для всех учащихся вне зависимости от национальности. С таким подходом многие родители не согласны. 

Представители всех фракций 10 апреля внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий свободный выбор учащихся и их родителей в данном вопросе. Документ уточнял, что преподавание родных языков должно осуществляться на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углублённом изучении.

- Основная цель законопроекта — обеспечить право выбора за учащимися и их родителями, так как, к сожалению, имели место многочисленные злоупотребления, вмешивалась прокуратура, в том числе Генеральная, — пояснил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. Парламентарий напомнил, что точку в спорах поставил президент Владимир Путин, отметивший, что нельзя принуждать человека к изучению языка, который не является для него родным и который изучать он не хочет.

Однако думская инициатива вызвала серьёзные дискуссии в ряде регионов, особенно в республиках. «Зачастую авторам приписывалось то, чего в законопроекте не было. Например стремление сделать национальные языки факультативными. Но этого с самого начала не предполагалось. Законопроектом предписывалось, что изучение национальных языков останется в образовательной программе, но в вариативной части», — подчеркнул Андрей Исаев.

В ходе обсуждения законопроекта участники рабочей группы выработали компромиссный вариант, который предполагает, что республики смогут оставить родные и национальные государственные языки в обязательной части школьной программы, причём русскому языку тоже присвоят статус родного.

- Сегодня русский является только государственным языком страны», — пояснил Андрей Исаев. После этого ученики и их родители смогут сами определять, какой язык в школьной программе будет для них обязательным. «Этот вариант позволит, с одной стороны, обеспечить право выбора языка обучения за учениками и их родителями, с другой стороны — сохранить изучение национальных языков в обязательной программе», — уверен Андрей Исаев.

Основная цель законопроекта — обеспечить право выбора за учащимися и их родителями, так как, к сожалению, имели место многочисленные злоупотребления, вмешивалась прокуратура, в том числе Генеральная

По словам первого замруководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошева, депутаты добросовестно отстояли необходимость обязательного изучения родного языка. «Для национальных регионов — это главный акцент. Более того, мы защитили тех, кого принуждали учить неродной для них язык», — подчеркнул он.

Родные языки поддержит специальный фонд

Не менее важное положение доработанного законопроекта предполагает создание специального фонда поддержки родных языков. «Все языки народов нашей страны являются не только национальным, но и мировым достоянием, и они нуждаются в очень серьёзной государственной поддержке», — сказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Новая структура займётся разработкой учебников и образовательных стандартов для изучения языков народов России, в том числе коренных малочисленных. В настоящее время на территории страны используют более двухсот языков и местных наречий. Однако учебники, прошедшие все необходимые экспертизы, есть только по пяти языкам, примерные основные образовательные программы — по тринадцати, напомнил Вячеслав Никонов.

По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, проводимые службой проверки выявляли, что ряд программ по родным языкам не прошли соответствующую экспертизу, а некоторые учебники, по которым учатся дети, не соответствуют установленным требованиям. «Уверен, что создание специального фонда и работа по повышению квалификации учителей, а также над программами и учебниками даст результат и повысит качество преподавания родных языков», — сказал он.

Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов подчеркнул: долгое время считалось, что поддержка родных и государственных языков республик - дело самих субъектов Федерации. «Но это не так, — убеждён депутат. — Теперь пришло понимание, что активная поддержка федерального Центра в сохранении этих языков просто необходима».

Рассмотреть законопроект об изучении национальных языков России в первом чтении Госдума может уже 19 июня.

 

Комментарии
9

  • Говорят , что при ссср , в республиках, что не забыли свои языки , и знают их сейчас , есть гос .языками у них -- были школы на родном языке /все предметы / а русский язык отдельным предметом. Вот так и вам нужно сделать . На бурятском все предмты , а русский язык как отдельный предмет.  Вы же хотите в ссср ? -- то делайте как было )

    • Мы на английском-то все предметы в единственной на всю республику спецшколе  уже в 70х вести не могли (это было в 60х), т.к. спецов-учителей не осталось. Преподавать на английском географию, биологию, историю, физику-химию и пр - это не только учебники напечатать (деньги), но и людей подготовить. Таких только в МГУ-ЛГУ, насколько знаю, выпускали, их студенты мечтали за инвалютные чеки потом в странах "третьего" и не совсем "третьего" мира преподавать, типа Индии-Вьетнама; кто-то оседал в спец школах Мск и Ленинграда. На всю страну их не хватало. 

      А тут - бурятский, все предметы на нем нереально. Единственный выход - замотивировать: чтоб какое-то количество часов в школе на выбор факультативно, а потом, если надо, за свой счёт дополнительно на курсах, с репетиторами, как английский. 

      Сейчас и английский учат те, кто чётко знает, зачем им это надо. Остальные ограничиваются соплежуйством на школьных уроках, когда препод делает вид, что учит, а те делают вид, что учатся, - а на деле без результата. Зачем? Если у папани шиномонтажка, лесопилка или деревенская харчевня или постоялый двор на трассе, то и отпрыску английский накер не сдался, его и тут неплохо кормят со знанием русского.  Бурятский им тем более не нужен. Не надо зверушек мучить, многие дети вообще дебилы, как известно. А умным тоже время надо прагматически целесообразно тратить. 

      Вопрос - какой мотив и прагматика могут быть в знании бурятского. Ответ: пропуск на гос.службу в РБ, на которой прибавки-доплату за знание платят. Раньше в СССР так за иностранные языки приплачивали. Вон зампред Хурламента и секретарь БРО у "Едросов" Владимир Павлов вполне говорит. Нет проблем, если захотят необходимый минимум выучить. 

      • о, да. в питере готовили препадов химии на англ языке, но специальность прикрыли в 1982г

      • Господин У

        Ответ: пропуск на гос.службу в РБ....

        Гос.служба, это не только аппарат управления, но и социальная сфера, например врачи, учителя. 

        А вот врач, не знающий местного языка, он какой, хороший или плохой? А лечить больного он имеет право?

        • Гос.служба - это прежде всего аппарат управления, включая не только верхних иерархов, но и министерскую низовую обслугу, мечтающую о фельдмаршальских жезлах. Врач районной поликлиники - не на госслужбе. Но если он переходит в аппарат Минздрава и ему присваивается классный чин - то он на гос.службе. 

          А вообще, всё определено в ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации":

          Статья 2. Система государственной службы

          1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
               - государственная гражданская служба;
               - военная служба;
               - правоохранительная служба.

          2. Государственная гражданская служба подразделяется на ***федеральную*** государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу ****субъекта Российской Федерации***

          3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

          Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

          https://rg.ru/2003/05/30/sluzhba-dok.html

          ---------

          гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), судов и некоторых других государственных органах.

          Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

          https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Государственная_гражданская_служба_Российской_Федерации

  • раньше на селе были русские и бурятские классы на выбор родителей

    • Господин У

      Заметь! Ключевое слово НА СЕЛЕ.

      Многие решили почему-то, что это будет хорошо и для города.

      Город живет по другим канонам. 

  • Насколько помню,учительница математики в бурятском классе вела предмет на родном языке.Возможно,также и другие предметы ,т.к. ничего сложного в этом не вижу.Другое дело,когда иностранный,например,английский.

    • Господин У

      Ты можешь вести уроки на каком угодно языке, хоть на языке древних ацтеков. Главное какой результат ты хочешь получить в конце. Если все твое желание в обучении ограничивается исключительно школой, то результат очевиден, если ты решишь продолжить обучение дальше, то тебе придется научиться понимать математику на русском, поскольку в ВУЗах преподают только на русском.

Написать комментарий