Миллиарды против бензапирена

26 ноября 2018, 00:01
0
2
184

Выбросы вредных веществ в атмосферу Читы необходимо будет сократить на 20%

Фото ok.ru

У соседей-дальневосточников ещё хуже, чем в Улан-Удэ. Но и денег дают немерено. Текст "Забайкальского рабочего"

Чита включена в программу «Чистый воздух» национального проекта «Экология».

Благодаря участию в этой программе, наш город получит федеральное финансирование на уменьшение влияния автотранспорта, котельных и других источников вредных выбросов. Как стало ясно на заседании «круглого стола», прошедшем в региональном отделении Общероссийского народного фронта, речь идет о сумме в 10 миллиардов рублей. Сумеет ли город израсходовать эти деньги так, чтобы действительно повлиять на состояние атмосферы?

Специалисты министерства природных ресурсов Забайкальского края разработали специальный план по снижению вредного воздействия на воздушный бассейн Читы. Согласно документу, на почти 10 миллиардов рублей можно построить две транспортные развязки, протянуть до отдаленных от центра микрорайонов КСК троллейбусную линию, закупить порядка 40 троллейбусов, закрыть 20 котельных. На ликвидацию последних будет потрачено почти 2,5 млрд. рублей.

Тем не менее далеко не все эксперты-общественники согласились с таким перечнем мероприятий. Прозвучали ироничные замечания, что воздух троллейбусами не очистить. Да и строительством транспортных развязок не уменьшить количества автомобилей в городе.

— Возведение развязок — это больше вклад в развитие транспортной инфраструктуры, чем в экологию. А замена маршруток троллейбусами — капля в море. Мы делаем дорогие вещи, а вклад в экологию будет минимальный, — добавил эксперт ОНФ в Забайкальском крае Игорь Тепляков.

По итогам заседания «круглого стола» участники сошлись во мнении, что озвученный план проекта требует доработки. Необходимо внести изменения, например, по озеленению города, газификации частного сектора. Со стороны Народного фронта в адрес минприроды для включения в план проекта направлены предложения по реализации программы «Чистый воздух». Более того, ОНФ инициировал рабочую встречу на тему возможного использования альтернативного топлива, в том числе газификации частного сектора.

В 2018 году Чита возглавила рейтинг городов России с самым загрязненным воздухом. Со слов специалистов, начиная с 1980-х годов, горожане дышат бензапиреном — канцерогеном первого класса опасности. Его наибольшая концентрация в воздухе — превышение в 50 раз — зафиксирована в январе 2017 года. Главными факторами формирования грязного фона в Чите выступают климатические условия региона и географическое положение — город находится в котловине. По мнению экологов, источниками загрязнения также остаются частный сектор, угольные котельные, автотранспорт, на них приходится 98% выброса в воздух бензапирена, оставшиеся 2% выделяют объекты ТГК-14.

Также по теме:

Улан-Удэ задыхается

Роспотребнадзор Бурятии объявил в городе первую степень опасности

Мнения

Анатолий Старостин, эксперт по тарифам и энергетике регионального отделения ОНФ:

— Народный фронт поддерживает инициативу президента о благоприятной среде для граждан. Представители ОНФ пытаются понять, как будет реализована программа «Чистый воздух». Предположительно, цена вопроса для края — 9-10 млрд. рублей. Это федеральные деньги плюс софинансирование краем 200 млн. рублей. Есть сумма и от Читы, но малая.

- Какие мероприятия предполагаются на эти средства?

— Участвуя в «круглом столе», я спросил замминистра природных ресурсов края Елену Филиппову: а что больше всего загрязняет воздух? На что получил ответ, что мы лишь планируем в рамках этого проекта мониторинг источников загрязнения. Я не понимаю, куда же планируется тратить деньги, если пока не определили источники загрязнения? Понимаю, что требуется более профессиональный мониторинг, но как же тогда мы попали в список грязных городов, не зная, кто загрязняет и в каких пропорциях: транспорт, частный сектор, тепловая генерация?

Как оказалось, мероприятий по жилищу и транспорту, кроме как купить троллейбусы и построить две развязки, на эти деньги нет. Но развязки — это транспортное развитие, а снизят ли они загазованность воздуха? Никто не хочет трогать индивидуальные котельные. Закрытие малых объектов теплоснабжения — это инициатива города. Тем не менее по транспорту можно было бы рассмотреть пуск большегрузов в обход центра города.

И еще момент. На ТЭЦ-1 технологии устарели, надо новую станцию строить, но источников средств на это нет. Выделяемые деньги нельзя передавать акционерным обществам, их необходимо реализовать в рамках госструктур — местных и краевых властей. ТГК-14 — компания, обеспечивающая город теплом и электроэнергией, уменьшает вредное воздействие в рамках своих ресурсов.

Виктор Дибирдеев, эксперт-модератор по вопросам экологии регионального отделения ОНФ:

— Город Чита не случайно входит в программу «Чистый воздух». По загазованности атмосферы краевой центр находится в ряду самых грязных городов. Это недопустимо и чрезвычайно опасно для здоровья горожан. Проект «Чистый воздух» рассчитан до конца 2024 года, и, по сравнению с сегодняшним днем, необходимо будет сократить выбросы на 22%, перейдя из категории городов с очень грязным воздухом в категорию городов с повышенным и низким уровнем загрязнения атмосферы.

Проблема загрязненности читинской атмосферы связана как с природными, так и антропогенными факторами. По данным надзорных ведомств, атмосферу Читы отравляют выхлопные газы автотранспорта, теплогенерация, объекты малой индивидуальной теплоэнергетики и частные домовладения. Посчитано, что автотранспорт делает основные выбросы. Далее идут частные домовладения: у нас в Чите около 10000 частных домов, где топят печи. ТГК-14 старается ежегодно сокращать выбросы в атмосферу, и доля ее объектов в загрязнении — 2%. Если говорить о промышленных выбросах, то производства в городе практически нет и, соответственно, они минимальны. Стоит добавить, что малых котельных много, особенно в пригороде. Бизнес старается перейти на собственное обеспечение теплом, что в ряде случаев дешевле, чем подключаться к централизованному отоплению.

Какие мероприятия предлагаются для снижения выбросов? Первое — строительство двух дорожных развязок по улицам Лазо и Богомягкова. Задача — вывести за пределы города большегрузный транспорт, который является основным источником загрязнения. Второе — строительство троллейбусной линии на КСК. Напомню, что электрический общественный транспорт потребует огромных капиталовложений, но существенно улучшит экологическую ситуацию. И еще одно направление — создание эффективной системы мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха. Это дополнительные посты сбора данных и модернизация существующих постов. У нас есть микрорайоны и с чистым, и с грязным воздухом.

Серьезной проблемой остаются частные владения, которые отапливаются дровами, углем, а в некоторых случаях шпалами и автопокрышками. За ночь такая кочегарка может загазовать целый микрорайон. Выход — экологическое топливо: газ, пеллеты. Но в связи с тем, что у нас нет трубопроводного газа, сжиженный газ должен стать доступным для таких нужд. На сегодняшний день есть технологии по обогреву газом коттеджей. Для города Читы это направление должно реализовываться по отдельному плану, чтобы внедрять теплоснабжение на газе в микрорайонах индивидуальных домов, коттеджах, на малых предприятиях, котельных частного бизнеса. Хочешь свою котельную? Твое право. Но обеспечь соблюдение экологических норм.

Что касается обновления крупных объектов энергетики, то это дело частных компаний и акционерных обществ. Централизованное тепло дорогое, бизнес не от хорошей жизни идет на использование частных котельных. Главное — соблюдать экологические нормы. В США те энергообъекты, которые не могут снабжать энергией по доступному тарифу, закрываются. Пришли другие инвесторы, которые уложились в норму и работают в энергетике. Давайте будем помнить, что высокие тарифы гробят экономику. Любая затрата на тепло и свет закладывается в стоимость услуг.

Комментарии
2

  • Сегодня ветер. Смога нет. Дышите бодро!

    • можеш когда хочеш

Написать комментарий