За "Тарелкина" - спасибо!

30 ноября 2018, 09:00
0
4
562
Александр Балханов

Это "возможно, самый цельный и стилистически безупречный спектакль театра" #нампишут

Фото с сайта grdt.ru

В Русском драмтеатре имени Бестужева поставили "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина - смешной, безупречный по стилю и исполнению, но почти беспросветный спектакль, который можно считать одним из главных культурных событий в Улан-Удэ в этом году.

Сюжет пьесы 1869 года легко вписывается в современный новостной фон, такое вполне можно прочесть в каком-нибудь телеграм-канале: мелкий чиновник решил инсценировать свою смерть, чтобы избавиться от нужды и кредиторов - больше "никому ничего не должен", "прощайте, звери-начальники и иуды-товарищи".

Вдобавок прихватил с собой важный компромат на шефа. При этом Тарелкин смело притворяется своим же соседом, который только что скончался в другом городе. Понятно, что происходит дальше: пристав и участковый, происки шефа и незнакомой женщины, у всех свои интересы, в итоге возбуждается дело о вурдалаках и оборотнях; одним словом, жизненно. Лицемерие и чинопоклонство, бесправие и произвол, второе действие полностью происходит в полицейском участке, и все это в "комедии-шутке" XIX века. Да, классики уже все описали, страна мало изменилась, остается только это признать. Аресты, колонии, суды - об этом ведь половина новостей, количество уголовного контента в нашей жизни зашкаливает.

Продолжаются дело "Седьмой студии" и другие абсурдные процессы, а премьера состоялась в дни, когда под арестом находился самый известный сейчас улан-удэнец, рэпер Хаски. В общем, с контекстом все в порядке. Но кроме своей жесткой актуальности, "Смерть Тарелкина" в театре Бестужева впечатляет высочайшим качеством постановки, оформления и исполнения.

Зрители со стажем в последние пару лет уже знают, какой уровень можно ожидать от премьер в обновленном ГРДТ, но сейчас мы увидели, возможно, один из лучших и самых значительных спектаклей на этой сцене.

(Дальше будут спойлеры, если это слово уместно; можно не читать и сначала сходить в театр.)

Строгое оформление пространства и отличное звуковое решение сразу задают ритм и атмосферу действия: словно из пары небесных динамиков, из левого красного квадрата происходящему бесстрастно аккомпанируют двое музыкантов, справа звучит хор ангелов в белых платьях, в великолепном исполнении семи актрис театра. А на сцене под ними, среди высоких дверей и казенных комнат, стремительно разворачивается смешная, полубезумная и в то же время пугающе понятная нам история: "смерть" Тарелкина затягивает персонажей в неуправляемый поток событий, при этом будто отменяя какие-либо приличия и здравомыслие.

Актеры играют так, что в зале чуть ли не ощущается запах рыбы, от которого все шарахаются и зажимают нос (или нюхают цветы), а во время ярчайшей сцены "похорон" Тарелкина кажется, что в зал веет холодом из леса с черными деревьями в тумане.

Качество оформления и исполнения завораживает, вдобавок начинаешь почти сочувствовать нелепому отчаянному герою, особенно когда он произносит речь над своей могилой - это одна из самых смешных сцен спектакля, но одновременно осознаешь, что ведь никто, кроме самого Тарелкина, и не скажет эти последние слова о том, как осиротел мир с уходом рьяного деятеля...

Маленький человек, попытавшийся обхитрить свою жалкую жизнь, - никто не хочет слушать речи о нем после смерти, зато когда приходит время выбивать из него показания, облеченные властью не стесняются в средствах и готовы записывать каждое его слово.

Впрочем, постепенно Тарелкин уходит на второй план, ведь следственные действия ведет квартальный надзиратель Расплюев, чей незабываемый образ добавляет и без того отличному спектаклю просто выдающийся блеск. Комический персонаж, сам боящийся серебряных зеркал, начинает вершить судьбы в деле о вурдалаках и кровопийцах, - и балаганный фарс, происходящий на сцене, с каждой минутой становится все более безысходным; к тому же события во втором действии заканчиваются для героев чуть иначе, чем в пьесе. Крайне неожиданный финал лишний раз подчеркивает основной смысл спектакля; возможно, здесь был бы даже повод для упрека в излишней прямолинейности, но эффект от увиденного настолько ошеломительный, что и финал выглядит как органичная часть блистательного и серьезного произведения.

Наверное, неправильно будет характеризовать это "стилем режиссера", чтобы не приуменьшать явление и не загонять его под определения-клише, но одна из зрительниц сформулировала свои ожидания перед началом так: "идем на очередной жесткач Левицкого" (все окружающие радостно закивали), то есть люди уже знают, чего примерно ожидать - точнее, знают, что ожидать можно чего угодно.

Несмотря на схожий уровень качества, предыдущие спектакли режиссера все же могли вызвать некоторые вопросы - например, о хаотичной сумбурности "Анатэмы", или о чрезмерности текстовых заставок и огнестрельного оружия в "Ричарде III"...

Но "Смерть Тарелкина" - возможно, самый цельный и стилистически безупречный спектакль театра, с помощью гротеска на грани трагедии рассказывающий зрителям важнейшие вещи о человеческой природе, о нашем прошлом и настоящем.

Каждая деталь постановки, оформление сцены и декораций, потрясающая игра и пластика всех без исключения актеров, пронзительное музыкальное сопровождение только усиливают мощное впечатление от зрелища. Немного жаль, что далеко не все в городе осознают, насколько значительные вещи происходят в последнее время в Русском драмтеатре.

Кажется, принято почти гордиться миллионами youtube-просмотров фильмов местного производства, но вообще-то по-настоящему наш город участвует в культурном процессе, и вообще оказывается на культурной карте страны благодаря именно таким постановкам, как "Смерть Тарелкина".

Это безусловная и большая удача, серьезное художественное и гражданское высказывание, талантливое напоминание о том, какой момент в истории мы сейчас переживаем. С тревогой наблюдаем, что будет происходить с нами и страной в будущем; с предвкушением ждем, что будут ставить в ГРДТ дальше.

А за "Тарелкина" - спасибо!
 

Комментарии
4

  • Левицкий, как всегда, высказывается предельно точно и ясно, а имеющий уши да услышит!

  • Он попсовый режиссер. Примитив.

  • Лжец! Николай Робертович поднимет Бурятию!

  • Левицкого не понимаю. Авангард.

Написать комментарий