Вещателям подгоняют цифру

09 февраля 2019, 15:05
0
0
144

Чем грозит телеканалам отключение аналогового сигнала

11 февраля в России пройдет первая полноценная волна отключения аналогового вещания, которая затронет семь регионов.

В первые три дня ритейлеры могут столкнуться с повышенным спросом на приставки для приема цифрового ТВ, что в Тверской области уже привело к появлению антимонопольных дел. Не до конца подготовленными к давно объявленной цифровизации оказались не только граждане и продавцы оборудования, но и телеканалы. По данным «Ъ», у крупных вещателей есть сомнения, что 1,2 млрд руб.— адекватная цена за распространение в цифровом мультиплексе, и они уже пытаются убедить государство снизить плату. Нерешенным остается и вопрос выживания региональных телеканалов.

Телевизор как мебель

Переход на цифровое телевещание в России, несмотря на запущенную еще два года назад информационную кампанию, во многом оказался неожиданным для населения. После 3 декабря 2018 года в Тверской области, которая стала первым тестовым регионом отключения, у ритейлеров не хватало приставок для приема цифрового ТВ, а ФАС возбудила дело против «М. Видео», «Эльдорадо», «Юлмарта» и DNS из-за необоснованного завышения цен.

Можно подумать, что большая часть населения до сих пор принимает ТВ в аналоговом сигнале. Но данные властей говорят о другом. Отвечающее за строительство сети цифрового вещания ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) сообщило, какая доля населения смотрит аналог в первых семи регионах перехода на цифровое ТВ: она составляет от 0,5% жителей (в Рязанской области) до 3,2% (в Чеченской республике).

Замминистра связи Алексей Волин считает, что специальное оборудование для перехода на цифру потребуется в первую очередь малообеспеченным слоям, у которых до сих пор сохранились старые телевизоры. По его словам, новый стандарт должны поддерживать около 70 млн телевизоров, выпущенных после 2012 года и находящихся в домохозяйствах страны. Старые же телевизоры чаще используются как элемент мебели, полагает чиновник:

Они стоят, на них фигурки устанавливают, скатертью покрывают, что-то на дачу вывозится, но многие из них не работают.

Оснащение цифровыми приставками малообеспеченных и неблагополучных семей, вероятно, будет решаться на уровне региональных властей путем субсидирования, считает собеседник «Ъ» на рынке.

По оценке аналитического центра GS Group, общий парк телевизоров в России на начало 2019 года составляет 120 млн штук, из них 37,2 млн (31%) имеют модуль DVB-T2 для цифрового ТВ. Но у россиян много цифровых телевизоров, купленных до 2012 года и принимающих предыдущий стандарт — DVB-T1, отмечают в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. Их владельцам тоже придется поменять телевизор или купить приставку. Сейчас таких приставок у граждан около 10 млн, оценивает GS Group.

Запланированная после Твери волна отключения по семи регионам (Магаданская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области и Чечня) стартует 11 февраля. По данным Минпромторга, сейчас на складах ритейлеров в этих регионах 475 тыс. приставок. Это вдвое выше потребности, считают в Минкомсвязи, оценивая, что по всей стране спрос на приставки бюджетного сегмента составит 4,5 млн штук. Справятся ли ритейлеры с возможным ажиотажем, мы узнаем скоро: по оценке ФАС, пик продаж придется на вечер 11 февраля и 12—13 февраля.

Заставить граждан готовиться к переходу на цифру заблаговременно вряд ли получится.

На неделе отключения аналога в Твери продажи приставок в магазинах электроники выросли более чем в 40 раз по сравнению со средними продажами, оценивают в GfK Rus. Стремительный рост спроса начался всего за две-три недели до даты отключения, говорит руководитель сектора Consumer Electronics GfK Rus Андрей Тимошенко. По его словам, это вполне повторяет практику европейских стран, где потребители точно так же шли обновлять телевизор или покупать приставку в последний момент.

Серьезные цифры

В обязательные для распространения цифровые пакеты (мультиплексы) вошли только 20 телеканалов. Для первой десятки, включая «Первый канал», «Россию 1», НТВ и «Пятый канал», распространение там бесплатно. По сути, для них отключение аналога на практике означает, что с января государство перестало субсидировать их вещание в аналоговом формате в городах, где меньше 100 тыс. населения. Если каналы захотят, то могут оплачивать распространение в аналоге за свой счет, но пока они воздерживаются от комментариев на эту тему.

Каналы второго мультиплекса (ТНТ, СТС, РЕН ТВ, «Домашний» и др.) оплачивают распространение в цифре самостоятельно. Причем именно с этого года они стали платить существенно больше, потому что запущены уже все цифровые передатчики, в том числе в населенных пунктах с населением менее 50 тыс. Платеж для каждого канала сейчас составляет около 1,2 млрд руб. в год, а к 2021 году должен вырасти до 1,4 млрд руб., рассказал «Ъ» топ-менеджер крупного телехолдинга. Опрошенные «Ъ» компании официально не комментируют эти данные.

До сих пор каналы второго мультиплекса оплачивали цифровое вещание в основном в крупных городах, где живет интересная рекламодателям платежеспособная аудитория. С полноценным же запуском вещание в мультиплексе стало менее выгодным, утверждают источники «Ъ»: основная часть платежа теперь приходится на передатчики как раз в мелких городах. «Аудитория будет больше, но вопрос в том, насколько она адекватна цене за вещание», — рассуждает руководитель одного из каналов. С учетом того, что официальный медиаизмеритель Mediascope не учитывает аудиторию в городах с населением меньше 100 тыс., она не монетизируется и не факт, что вообще привлечет рекламодателей, говорит директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев.

1,2 млрд руб.— неадекватная цена за распространение для большинства каналов мультиплекса, сопоставимые суммы они тратят на контент, при этом пытаясь еще и развиваться в интернете, категоричен топ-менеджер телехолдинга.

Например, по данным Kartoteka.ru, в 2017 году выручка АО «Новый канал» (управляет «Домашним») составила 4,34 млрд руб., ООО «Телекомпания Пятница» — 5,37 млрд руб., а АО «Спас ТВ» (канал «Спас») и вовсе 241 млн руб., что в пять раз меньше платы за мультиплекс. В итоге вопрос с оплатой мультиплекса решается на уровне руководства РПЦ, говорит близкий к каналу источник.

Остальным каналам ничего не остается, кроме как вести с Минкомсвязью «плотный диалог» по поводу снижения платы за участие в мультиплексе, рассказал «Ъ» руководитель одного из холдингов:

Нужно оценивать текущие реалии. Тарифы РТРС должны быть релевантны сегодняшнему времени, поэтому мы находимся в плотной дискуссии и, надеюсь, найдем более выгодное решение.

«Мы понимаем, что есть социальная цель создания единого вещательного информационного пространства, она понятна и правильна, но у всего должна быть своя цена». В пресс-службе Минкомсвязи «Ъ» сообщили, что знают об озабоченности каналов, «но предметно говорить пока не о чем».

Хотя распространение во втором мультиплексе оказалось для каналов дорогостоящим, выходить из него никто пока не думает, заверяют собеседники среди вещателей. Помимо прочего, участие в мультиплексе все же гарантирует каналам присутствие на 11−20 кнопках на каждом пульте страны, а значит, охват аудитории, недоступный не вошедшим в мультиплекс каналам.

По данным blogrb, в Бурятии переход на цифру состоится в начале июня 2019 года.

Комментарии

Написать комментарий