Варламов против воды

24 июля 2019, 00:01
0
1
319

Блогер-урбанист показывает, как с ливнями справляются в разных городах мира

Запомните, вода – враг города! От воды все беды: именно она разрушает тротуары и улицы, именно она является причиной грязи и плохого настроения у пешеходов.

Я уже молчу про зиму, когда сосульки падают на головы, а снежные завалы лишают нас возможности нормально передвигаться по тротуарам. Поэтому задача города – воду как можно скорее увести с улиц.

В России с водоотводом сегодня огромная проблема.

Старые советские системы ливневой канализации часто разрушены и засорены, они не справляются с нагрузкой.

В новых районах ливнёвку вообще не делают. У нас вообще почему-то считается, что вода путь найдёт и сама куда-нибудь денется. В итоге даже после небольшого дождя города затапливает, дороги и новенькая плитка разрушаются, повсюду грязь, наледь и плохое настроение.

Почему так происходит? Дураки и экономия. С одной стороны мы имеем плохо образованного заказчика, который совершенно не думает об эксплуатации. С другой – желание побольше украсть. А на чём можно украсть, когда вы делаете новую улицу? Нельзя ведь не положить асфальт или не поставить фонари – это сразу все заметят. А вот не сделать ливневую канализацию можно. Её сразу не видно, а там разберёмся.

Сегодня я хотел бы рассказать, как проблему водоотвода решают в других странах. Может быть, кто-то из наших мэров задумается, и в России появится хоть один город, где обуздают стихию.

Поэтому к вам, как обычно, просьба: прочитал сам – отправь в администрацию! )

Итак, у нас прошёл дождь, и надо как-то отвести воду.

Вне города всё понятно: там большая часть осадков впитывается и фильтруется землёй. А вот в городах, где всё залито асфальтом и бетоном, впитываться некуда. Отводить воду приходится с помощью системы стоков, и направляется вся эта вода прямиком в городскую канализацию.

И тут есть несколько проблем:

– Системы ливневой канализации не всегда справляются с нагрузкой, особенно если ливень сильный.
– Традиционные системы очень дорого строить.
– Вода с улиц вымывает грязь, песок, листья и другой мусор. Всё это быстро забивает коллекторы, и эффективность системы снижается.
– Через ливневую канализацию в реки и моря попадают и опасные вещества с улиц. Это тяжёлые металлы, капающие с машин жидкости (масло, бензин) и прочая дрянь. А фильтровать ливневые стоки очень дорого.

Годами вопрос водоотвода решали просто: строили подземные ливневые коллекторы. Там жили Черепашки-ниндзя, и всё было хорошо. Но за последний десяток лет тенденция изменилась...

Один из первых крупных примеров – Филадельфия. Изношенная канализация города не справлялась с частыми ливнями, так что город частенько превращался в огромный водоём. В 2006 году Департамент водоснабжения Филадельфии решил: хватит расширять "серую" инфраструктуру, давайте инвестировать в "зелёную"! Зачем бесконечно прокладывать, чинить и менять трубы и фильтры, если можно просто вернуть в город землю? Оказалось, что это ещё и экономически выгодно: на создание зелёной инфраструктуры уйдёт порядка 2,4 млрд долларов за 25 лет, серая же потребует гораздо больше – от 8 миллиардов.

Так родилась программа "Зелёный город, чистые воды". С 2006 года в Филадельфии законодательно установлено, что любые новые строительные объекты площадью более 1500 квадратных метров должны иметь зелёные зоны, способные поглощать до 3 см осадков. Этого вполне достаточно, чтобы к изношенной городской канализации можно было вообще не обращаться.

С тех пор город стал активно обрастать клумбами, дождевыми садами, зелёными крышами, искусственно заболоченными биотрясинами и так далее. Около 30% асфальта заменили на водопроницаемое дорожное покрытие, которое, кстати, было изобретено здесь же, в Филадельфии, Институтом Франклина аж в 1977 году.

Вдоль дорог появилась сеть траншей, выложенных водопроницаемой геотканью, наполненных камнями или гравием и замаскированных сверху почвой и деревьями. Благодаря этому город кардинально преобразился, сравните правую часть фото (до) и левую (после):

За пять последующих лет Филадельфия снизила нагрузку на канализационную систему города почти на 30%. Эффект от "зелёной" инфраструктуры превзошел все ожидания, и Агентство по защите окружающей среды США (EPA) сделало её частью своей глобальной программы Storm Water Management Model (SWMM). SWMM – это компьютерная модель планирования, анализа и разработки проектов, связанных с управлением ливневыми стоками, которая используется по всему миру. С её помощью Америка помогает странам переходить на светлую зелёную сторону силы. Примеру уже последовали Австралия, Франция, Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия и так далее. Россия пока не в списке ((( 

На самом деле набор решений довольно простой:

Фото: phillywatersheds.org

Дождевые сады. Это земли внутри городского квартала, на которых высаживают травы и кустарники, приспособленные к существованию в загрязнённой среде. С помощью них можно искусственно воспроизвести природный круговорот воды: осадки впитаются в почву – естественный фильтр, который очистит их от токсичных веществ, и пополнят ресурс подземных вод.

Гренобль. Фото: green-city.su

Эти растительные боксы могут находиться как на уровне тротуара, являясь продолжением бордюра...

Фото: phillywatersheds.org

Так и ниже уровня тротуара. Такие углубления называются ливневыми горшками.

Фото: phillywatersheds.org

Это новая улица в шведском городе Мальмё. И здесь хорошо видно, как работает система. Через каждые 20 метров сделаны вот такие вот ливневые горшки. Они состоят из трёх отсеков.

Первый отсек принимает воду с дороги. Это самая грязная вода. Здесь через решётку фильтруют крупный мусор, например листву, песок тоже оседает на дне этого резервуара. Уже очищенная вода попадает в большую зону с растениями.

На случай переполнения есть обычная решетка, по которой лишняя вода уже попадает в городскую канализацию.

Все подобные решения принципиально одинаковые. Вот другой вариант:

Фото: phillywatersheds.org

Почвенная смесь в таких садах обычно состоит на 50% из песка, на 20-30% из компоста и ещё на 20-30% из плодородного слоя. Чтобы вода направлялась не в канализацию, а в дождевые сады, по всему городу построена специальная система водоотводов и каналов, направляющих воду куда нужно.

На случай если вода превысит допустимые пороги, и почва не будет успевать впитать такое количество жидкости, в каждом дождевом саду предусмотрено приспособление для отвода излишков воды.

Обычно оно находится на высоте примерно 5 см над уровнем почвы. Через него излишки воды сливаются в канализацию.

Ещё вариант:

Чаще всего дождевые сады разбивают между проезжей частью и тротуаром и вокруг жилых домов, чтобы они принимали в себя воду, стекающую с крыш.

Один из новых районов Парижа

Вообще, в Париже в новых жилых районах такую систему применяют повсеместно.

Перед входами в квартиры:

Большие сады создаются в парковых зонах, неподалёку от дороги. Вода поступает сюда с проезжей части по системе стоков.

Фото: phillywatersheds.org

Фото: phillywatersheds.org

Биотрясины. Ещё недавно тотально выровненная поверхность казалась идеальным типом городского ландшафта. Сегодня всё по-другому: на улицах и во дворах США и Европы создают искусственный рельеф, чтобы направить стоки дождевой воды в специально созданные биотрясины – небольшие болотца, засаженные камышами, осокой, тростником и другой растительностью, которая помогает очищать загрязнённую воду.

В квартале La Caserne de Bonne во французском Гренобле есть отличный пример такой биотрясины.

Фото: green-city.su

А это уже Париж.

Проницаемое покрытие. Если квартал застроен настолько плотно, что места для дождевых садов и тем более биотрясин нет, то можно просто сделать покрытие водопроницаемым. Есть два варианта: использовать специальный пористый асфальт (этот способ обычно применяется для дорожного покрытия)...

Фото: phillywatersheds.org

...либо при мощении оставлять между кирпичиками или плитками небольшие зазоры, образующие углубления для воды (этот вариант больше подходит для тротуаров).

Фото: phillywatersheds.org

Вот так это выглядит в жизни, внешне почти не отличается от обычного мощения:

Денвер. Фото: werf.org

Посмотрите, как это работает: даже цистерну воды такое покрытие поглотит всего за несколько секунд.

В зазорах между камнями можно высадить травы или мох – это и фильтрацию воды улучшит, и внешне будет выглядеть привлекательнее: настоящий живой тротуар.

Фото: nacto.org

Зелёные крыши. Ещё один выход для районов, где свободного пространства мало, а стоимость земли слишком высока – наполнять растительностью крыши. Для Филадельфии это стало практически повсеместным решением, учитывая закон, о котором я писал выше: с осадками до 3 см городские объекты должны справляться без помощи канализации. Только взгляните:

Фото: philadelphiagreenroofs.com

Фото: philadelphiagreenroofs.com

Мало того что отпадает необходимость в водосточных трубах, так сад на крыше ещё и сохраняет тепло, и можно на отоплении сэкономить.

Фото: philadelphiagreenroofs.com

А вот в новых районах Стокгольма придумали другое решение, как избавиться от воды, стекающей с крыш. Дождевая вода здесь через водосточные трубы собирается в специальные резервуары и затем используется для полива. Чтобы вода не испарялась, на резервуаре стоит защитная сетка.

Иногда резервуары для воды размещают не на земле, а под ней. Из пластиковых блоков собираются резервуары нужного размера, и туда во время ливней направляются стоки с дорог, тротуаров, парковок и крыш зданий. А уже из этих резервуаров вода постепенно впитывается в грунт.

Фото: rosbiznes-nsk.ru

Очень надеюсь, что когда-нибудь и у нас начнут думать, как отводить воду, и делать это грамотно!

Сохраните этот пост, отправьте его своему мэру.

Источник

Комментарии
1

  • Хорошие идеи!

Написать комментарий