Требуется крепкое МУП

21 ноября 2019, 18:01
0
9
222

Три главные проблемы муниципального транспорта в Улан-Удэ

Фото из архива

Наступили морозы и начался сезон претензий от жителей отдаленных микрорайонов, пишет ИА БМК.

Люди простаивают на остановках практически по часу, дожидаясь маршрутного автобуса. Между тем, идет активное обсуждение проблемы в соцсетях. Что же нужно городу, чтобы решить вопрос?

Перечисляем три основных аспекта сложившейся ситуации. 

Старый автопарк
Последний раз автопарк у муниципального унитарного предприятия (МУП) «Городские маршруты» обновлялся 10 лет назад. Об этом говорилось в конце октября на очередном заседании Комитета городского хозяйства, транспорта и связи городского Совета депутатов. Чтобы решить проблему нужно заложить финансы на покупку 5-10 новых автобусов на год. Однако, один современный автобус в полной комплектации стоит около 10-11 миллионов. Получить это финансирование власти планировали через подходящую программу для регионов ДФО, но на сегодня федеральный центр выделил средства только на обновление электрического транспорта – новых «Львят». Немалые средства уходят на содержание действующего парка автобусов, и бюджету города пока не посильны траты свыше существующих.
Испытывают проблемы и частники. Нововведения, принятые несколько лет назад, когда с маршрутов убрали «Истаны», а вместо их закупили микроавтобусы с ГЛОНАССом, в итоге привели к тому, что с ходом времени наступил кризис - перевозчики уходят в убыток. 
- Данные, которые предоставил комитет по транспорту администрации, мягко говоря, тревожные, - сообщил на своей странице в Facebook депутат и председатель Комитета городского хозяйства Горсовета Сергей Бурдиков, - Несколько лет назад, когда закончилась эпоха "Истан" и перевозчики обновили парк, на маршруты выходили более двух тысяч автобусов. С 2015 по 2018-й мы с линий ушли 270 автобусов, а только за 9 месяцев нынешнего года мы потеряли более 300. Из них более 60-ти - это автобусы большой вместимости. С наступлением холодного сезона отток продолжается. Уже полностью исчез маршрут 42, а на 28-м, где работали 20 автобусов, сейчас на линии одномоментно находится 1-2 водителя.
В таких условиях обслуживать дальние маршруты ещё проблематичнее.
 
У муниципалитета не хватает автобусов, чтобы «дозабить» такие направления как Комушка, поселки Сокол, Солдатский, Аэропорт.
 
И среди частников нет особо желающих обслуживать эти низкорентабельные направления. Яркий пример – тот же маршрут № 42. Жители пожаловались на перевозчика, с ним расторгли договор, а вот на новый конкурс не поступило ни одной новой заявки. 
Закупка новых автобусов позволит нагрузить ими основные городские маршруты, запустить большие машины в отдаленные части города невозможно, но освободившиеся микроавтобусы смогут уйти туда и снизить интервал ожидания. Тут возникает ещё один момент – расширение автопарка логически ведет к тому, чтобы город наконец-таки выкупил имущество у ОАО «Городские маршруты». 
Зависимый МУП
МУП «Городские маршруты» было создано в 1998 году. Позднее учреждение получило право на безвозмездное пользование имущественным комплексом (машины, оборудование и т.д.). В 2007 году было создано ОАО «Городские маршруты», учредителем которого стал КУИ Администрации Улан-Удэ и организация, принадлежащая семье Матхановых. С 2008 года МУП «Городские маршруты» арендует имущество у ОАО «Городские маршруты». Так, муниципалитет владеет лишь половиной акций. Продать «остаток» и вернуть городу полноценное владение имуществом известный политик и бизнесмен давным-давно не против, но городу для приобретения и содержания полноценного МУП нужны… деньги.
 
Облегчить финансовые тяготы можно, если федеральный центр поможет республике новыми автобусами. Поскольку на сегодня содержать полноценно весь автопарк и гаражи, которые рассчитаны на 200 машин (а по факту там на сегодня стоят 40 автобусов, не все из которых выходят на линию из-за недостатка водителей), муниципалитету не выгодно, а вот при увеличенном числе машин это станет более рентабельным. 
Частники
Крепко стоящее на ногах МУП с большим автопарком позволит изменить сложившиеся отношения с частниками. Конкуренция возрастет, и расторгать договора, зная, что возможность обеспечить маршрут найдется, станет легче. 
На сегодня город согласно действующему законодательству проводит аукционы, по результатам которых заключает договора с организациями.
 
Эти частники и набирают на работу водителей с автобусами.
 
Системы, чтобы город нанимал на работу водителей напрямую, а не через ИП, не существует. Люди получают маленькие зарплаты, уходят в убыток, и как следствие уходят с работы, о чем говорилось выше в сообщении депутата Горсовета. 
Чтобы покрыть все необходимые расходы для перевозчиков и для МУП был рассчитана сумма необходимого тарифа в размере около 60 рублей. Но в Администрации города отметили, что понимают – пойти на это невозможно, горожане не примут такой расклад. 
 
В добавок можно отметить ещё несколько любопытных факторов.
 
В Улан-Удэ несколько маршрутов дублируют другу друга в двух видах транспорта – маршрутки и трамваи.
 
Влечет это снижение эффективности и на самых популярных направлениях. Так, по сообщениям очевидцев, порой маршруты № 29 и 30 специально не торопятся и держат дистанцию между друг другом, пытаясь накопить пассажиров на остановках. 
Помимо этого, улан-удэнцы привыкли ездить без пересадок. Хотя при развитой схеме транспорта во многих других городах это давно норма, и при универсальных проездных пересадка – доступный вариант. В Улан-Удэ же отсутствуют точки, где люди из районов и удаленных микрорайонов могли бы массово пересаживаться из маршруток на трамваи или большие автобусы. 
Совершенно очевидно, что столице Бурятии нужна новая стратегия развития общественного транспорта. И что важно отметить: впервые за последние годы эту проблему городские власти не утаивают в кулуарах, а выносят на публичный уровень, более менее открыто обсуждая существующие «камни преткновения» и возможные варианты решения насущной проблемы.

Комментарии
9

  • Электротранспорт нужно развивать

    • Господин У

      Электросамокаты? )))

      • Константин Гетманский

        Трамвай

  • Господин У

    Основная проблема "Отцов" города в том, что они хотят решить назревшие проблемы ничего не меняя. Ну т.е. давайте сделаем что бы всем было хорошо и при этом никого не обидеть. Идея хорошая, жаль только что несбыточная. 

  • все мупы это бездонные бочки, деньги вбухают и пропадут

  • На самом деле на маршруте работать не выгодно, остались единицы прибыльных маршрутов. Ждите 1 июля когда тахографы ставить надо будет, эра-глонасс и прочие фишки. Гарантировано половина мршрутов уйдет. Если тариф не поднимется. Массово водилы бегут на вахту, в другие регионы, в корею. 

  • Это мелкая проблема. Гораздо важнее выбить из Москвы деньги на дороги (которые через 5 лет рассыпятся), на Перинатальный центр и тп.

    • Константин Гетманский

      Этим и живем и жить будем. А гарантия на дороги как раз 5 лет.

  • чтобы на эти  задачи были   деньги -    пересматривайте  экономическую  и  финансовую политику формирования городского бюджета.Ищите способы  и  методы  его   наполнения. Таких методов - воз и маленькая  тележка. Научитесь экономить  и  сокращать ненужные и  бесполезные  расходы. Меняйте людей, не  способных   мыслить  категорями  рынка.

Написать комментарий