"Дистанционка" - это суррогат

04 июня 2020, 12:59
0
0
489

Андрей Мацкевич: Даже если ты разговариваешь с преподавателем через видеоконференцию, это не живое общение. МНЕНИЕ

Доцент кафедры политологии и социологии БГУ, кандидат социологических наук Андрей Мацкевич в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует двухмесячный опыт дистанционного обучения студентов университета, назначение президентом России новой даты голосования по поправкам в Конституцию, которое состоится первого июля, возможность проголосовать в течение семи дней, назначение даты голосования по поправкам в Конституцию России, и другие темы.

По словам Андрея Мацкевича, Бурятский государственный университет перешёл на дистанционное обучение с 25-го марта – «на сегодняшний момент уже чуть больше двух месяцев мы находимся в состоянии дистанционного обучения, и этот процесс продолжается – у нас занятия будут продолжаться до 19-го июня, а после этого ещё предстоят сессия и итоговая государственная аттестация для выпускников – всё это дистанционно. И этот опыт показал, что чисто дистанционное обучение эффективно только в определённом сегменте образовательных услуг. Например, обучение правилам дорожного движения – дистанционно это можно сделать легко, но дистанционно водить автомобиль ты никак человека не научишь. Во-вторых, уже давным-давно социологами было доказано, что общение непосредственно лицом к лицу обладает наивысшей степенью социальности, а все остальные варианты общения – это суррогат. Наши студенты, с которыми мы регулярно общаемся, говорят, что дистанционно учиться хуже – даже если ты разговариваешь с преподавателем через видеоконференцию, это не живое общение, сильно скованное различными рамками. Кроме того, нет группы, нет общения в коллективе, а значит теряется такая важная функция образовательного процесса, как социализация. Нашего опыт дистанционного обучения подтвердил тезис, что человек – животное общественное, ему нужны другие люди, и причём непосредственное общение с другими людьми».

Герой программы «Мнение» обратил внимание на технические сложности, которые возникли при дистанционном обучении: «Если говорить о технике – оказалось, что у нас люди перестали покупать стационарные компьютеры. У молодых людей, например, есть телефон, который много чего позволяет, но не имеет возможностей стационарного компьютера. Например, в телефоне ты не можешь показать презентацию, одновременно её комментируя. Вторая проблема – качество связи, особенно с селом, и студенты, которые живут в районах, оказались в сложном положении. Кроме того, оказалось, что во многих районах республики веерно выключают свет в разные часы, а без электричества вся эта штука не работает. Возникли и проблемы с документами – например, у преподавателя есть компьютер, но никто же не ставит у себя дома принтер и сканер. И, допустим, я должен оформить экзаменационную ведомость – я должен её распечатать, в ней расписаться, и каким-то образом с росписью отправить её по электронной почте. Появились и определённые проблемы социально-психологического свойства – например, далеко не все студенты готовы выходить в Zoom (программа видеосвязи – ред.) не по причине того, что у них нет технических возможностей, а по причине отсутствия социальных условий. Zoom – это всегда проникновение в приватную жизнь, но не всем хочется показывать комнату, в которой он живёт, а есть ещё проблема родственников, собак и маленьких детей, которые тоже требуют к себе внимания».

По словам преподавателя, на кафедре они старались сохранить определённую учебную дисциплину – «студент должен понимать, что занятия начинаются не когда попало, а всё-таки есть расписание, хотя в данных обстоятельствах это и выглядело несколько имитационно – ну, казалось бы, какая разница, когда ты студентам дашь задание? Но мне очень приятно, когда в восемь утра я открываю занятие, здороваюсь со студентами в письменном виде, сообщаю, что мы сегодня делаем и вижу, что дистанционно студенты стали «ходить» на занятия даже лучше! Но студенты, которые защищали в Zoom ВКР (выпускная квалификационная работа – ред.), все отмечали психологическую преграду. По их мнению, когда ты общаешься с комиссией в живую, это лучше, потому что позволяет лучше раскрыть и показать себя».

Назначение даты голосования по поправкам в Конституцию России Андрей Мацкевич прокомментировал так: «Я не знаю, чем обусловлено проведение этого голосования именно первого июля в голове нашего политического руководства. Вообще, тут какая-то странная коллизия с точки зрения юристов – насколько я понимаю, поправки к Конституции уже приняты, а всё это голосование имеет характер совещательного пиара, что ли? Нужно показать одобрение населением? Но в этом смысле абсолютно всё равно, когда проводить это голосование – закон уже принят и вступил в силу, а мы сейчас будем голосовать за то, что уже принято».

Комментарии

Написать комментарий