Стал самостоятельным

12 сентября 2020, 11:11
0
0
207

Telegram-канал История Бурятии о жизни на У-УАЗ в годы Великой Отечественной

В 1942 г. наш авиазавод преобразован из филиала завода №39 в самостоятельный самолетостроительный завод №99.

Заводу было предложено организовать выпуск истребителей Ла-5 разработки ОКБ С.А Лавочкина с мотором воздушного охлаждения М-82 конструкции А.Д. Швецова.

В тяжелых условиях военного времени, большой отдаленности от конструкторских бюро, источников материально-технического снабжения, завод в короткий срок полностью освоил изготовление деталей, сборку и летные испытания боевого самолета. 

С 28 июня 1941 г. сначала отдельные цеха, а затем все остальные стали переходить на сверхурочные работы. 10 августа выходной день по просьбе трудящихся был объявлен рабочим, а весь заработок за этот день отчислили в фонд обороны.

Не хватало инструмента, дефицитом были молотки, напильники. Смены трудились с 8 утра до 8 вечера. Многие сутками не выходили из цехов. Труженики тыла вспоминают, как шла перестройка работы на военные рельсы. Люди крепили завод, завод растил их. Из воспоминаний Василия Васильевича Басова, мастера экспериментального технологического цеха: «Пришло известие о начале войны. Утром на заводе был митинг, на котором решили работать лишний час – фронту нужна была техника. Многие уходили на фронт, их заменяли подростки и женщины. Неделями не выходили с завода, ели и спали в цехе. Дали мне группу подростков 15-16 лет из детского дома. Пришлось и работать, и их воспитывать…"

С полной отдачей, без скидок на возраст трудились четырнадцатилетние подростки - фрезеровщик Н. Молодых (начальник цеха Асеев), Н. Смирнягин (начальник цеха И.Ф. Кашмалкин), не отставая от взрослых. Если кто и уходил домой, то не раньше 1-2 ночи. Наравне со взрослыми работали подростки, которых с болью называли «высшей школой доходяг». К стапелям и станкам, вместо ушедших на фронт вставали женщины и подростки: Н. Баторов, А. Асеева, В. Вахрушев, А. Голов, И. Гумниц, Л. Шкляр, А. Чесноков, Б. Лавров, П. Бурякова, К. Ковалева, И.П. Шалаев и многие другие.

Директор завода С.И. Прокопьев всячески поддерживал их. Остро стояла проблема голода, которую не могли решить ни рыболовецкие бригады, ни подсобное хозяйство. В столовой готовили только бульон, уху из сорожки и галушки из черной и белой муки, нередко пополам с отрубями (тогда их называли галушки бритые небритые).

Истребитель Ла-5

Комментарии

Написать комментарий