Долгое время и власти, и экономисты мало что знали о жизни бедных людей с точки зрения экономики и экономических стимулов. Россия – не исключение, у нас в стране проведено мало исследований на тему "экономики бедных"

11 января 2021, 00:05
0
2
99

В последние годы работы западных экономистов, в т.ч. Нобелевских лауреатов 2019 года Майкла Кремера, Эстер Дюфло и Абхиджита Банерджи приоткрыли эту завесу.

Об основных выводах экспериментов с «экономикой бедняков» рассказывает в своей работе экономист Юрий Воронов из Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН («Мир новой экономики», №1, 2020).

Некоторые интересные выводы:

- Бытует мнение, что бедные люди стараются покупать самую дешёвую еду, но своими исследованиями лауреаты установили, что это не так. Хотя у самых бедных семей в сельской местности на еду уходит до 70% доходов, а в городах - до 74%, они не всегда покупают не самую дешевую еду, а часто балуют себя деликатесами. Уже этот факт говорит о том, что структура продовольственной помощи беднякам, состоящая исключительно из дешёвых продуктов питания, не учитывает психологию бедняков (это относится к продовольственным талонам, практикуемым во многих странах, в т.ч. в США). Её надо пересматривать.

- Приоритет среди расходов бедных семей при увеличении доходов - совсем не продовольствие. Э.Дюфло приводит пример сельского жителя в Марокко, семья которого жила впроголодь, но он много месяцев копил и, наконец, купил телевизор. На севере Индии 14% семейного бюджета бедных семей тратится на посещение развлекательных мероприятий. Нельзя полагать, что если дать бедной семье деньги, то дети в семье будут лучше питаться. Э.Дюфло описала это обстоятельство почти афоризмом: «Слишком много желаний соперничают с едой».
- Микрофинансирование бедных семей без одновременного улучшения образования и здравоохранения не приводит к желаемым результатам. Также в бедных семьях о здоровье детей начинают беспокоиться лишь тогда, когда ребенок заболел и гарантированно - когда речь идёт о его жизни и смерти. Заранее беспокоиться о здоровье детей не принято. Потому власти должны приложить особенные усилия по профилактике и мониторингу заболеваний.

- Существующая система школьного образования, ориентированная на получение знаний, как и в современной России, начинает сосредоточиваться больше на подготовке учащихся к тестовым экзаменам (в российском случае – ЕГЭ). Правильные ответы на вопросы теста не имеют отношения к желанию трудиться, зарабатывать, выбираться из нищеты. Улучшением школьного образования благодаря доказательствам лауреатов становится так называемый remedial tutoring. Этот термин на русский язык переводится как «дополнительные занятия с отстающими» или «подтягивание». Кроме того, в школах в бедных районах очень важны уроки труда, которые дают основы самых востребованных профессий в современном мире (программирование, строительство, квалифицированный ремесленный труд и т.п.).

Комментарии
2

  • Это же не мнение Бубликова. Это мнение Юрия Воронова из нашего СО РАН! Зачем врать?

  • Всегда считал экономику псевдонаукой. Хотя и у самого есть диплом. Но этот шарлатан всех переплюнул. Мало того, что сам себе противоречит, так ещё и мягкое с теплым путает.

Написать комментарий