Посмотрел тут страстные выступления некоторых митрополитов на тему вакцинации. Один заявляет, что отказ от прививки это смертельный грех, искупаемый всю жизнь, другой объявляет всех, то не вакцинируется, агентами "мировой закулисы"

20 июля 2021, 15:05
1
0
71

(Что это такое, не знает никто, поэтому очень удобно использовать ее в качестве аргумента).
 
Но дело не в этом. Меня неприятно удивила и насторожила тональность этих выступлений и их объект – те самые непривитые люди. О них говорилось с плохо скрываемым раздражением и злостью, они были объектом резких, жестких, порой оскорбительных слов и обвинений, объявлялись источником греха и неправды. Ни разу не были произнесены в их адрес сочувственные слова, ни разу не послышалось жалости к ним, стремления помочь, поддержать павших, заблудших, сбившихся с пути. А ведь «на небе будет больше радости об одном раскаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии». (Лк.15.7). В общем, все это было очень странно слышать от тех, кто называет себя пастырями, почитается богословами, властителями церковных дум. И пусть это противоречит ортодоксальной христианской традиции, зато хорошо отвечает современным протестантизированным тенденциям в православной среде.
 
Стоит напомнить, что ортодоксальная христианская традиция называет первопричиной греха и неправды диавола. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». (1 Ин. 3:8), «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому». (Деян. 5:3). «Господь сказал… сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13.11-16), «Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак… и не подавали противнику никакого повода к злоречию: ибо некоторые уже совратились вслед сатаны». (1 Тим. 5.14-15) и пр.
 
Роль дьявола, как главного источника зла, всегда подчеркивалась: «Грех наших ради, научением (искушением) дьяволим…» - так начинаются сотни повествований о преступлениях, убийствах, изменах в древнерусских летописях, сказаниях, повестях. Дьявол не только ввел зло в мир, но и продолжает сеять его ежечасно, ибо цель Сатаны – погубить человека. Однако постепенно образ дьявола трансформируется, из абсолютно чужого для человека, сильного только человеческой слабостью, в новое время он превращается в близкого человеку, очеловечивается, гуманизируется. Его существование все чаще ставится под сомнение – не случайно в принятой II Ватиканским собором конституции «О церкви и современном мире» специально было указано, что сомнение в существовании дьявола затрагивает существо веры. Ничего нет о диаволе и в знаменитом «Голландском катихизисе». В протестантской теологии диавол вообще выводится за скобки  - в работах, где рассматриваются истоки греха, он почти не упоминается, превращаясь просто в символ зла в человеке. То есть источник зла и греха незаметно перемещается из области диавольской в область человеческую.
 
Сегодня эти представления отчетливо видны в современных православных практиках, по характеру проповедей и многочисленной современной духовной литературы, риторика которых, зачастую, сводится к тому, что если человек грешит, то это потому, что он недостаточно прилагает усилий, чтобы грех был преодолен, потому что он зол и гадок сам по себе. О диаволе, как первоисточнике греха, упоминаний практически нет. То есть главным источником греха и главным субъектом конфликта между Церковью и миром закономерно становится человек. От него все зло, в нем теперь корень греха и страданий как его самого, так и всех вокруг.
 
Именно этот взгляд был отчетливо виден у указанных деятелей. Отсюда гнев, тон, риторика. Разве можно было раньше сочувствовать дьяволу, сострадать ему, жалеть его? Сегодня так же нельзя жалеть и людей. Они не понимают, не хотят, погрязли, закоснели, заскорузли… от них можно ждать чего угодно, они виновны.
 
«Или, Или! Лама савахфани!» (Мф.27.46)

Комментарии

Написать комментарий